Хочется читать нотации? Вспомните о Матиуше!

Круглогодичный детский лагерь Подмосковье

Убери руки от ножа, порежешься. Экстремальный спорт? Через мой труп! Не читай с планшета, это ты не наденешь, я лучше знаю. Зачем мы так говорим и запираем на засов нашего внутреннего Януша Корчака?

Принципы воспитания и отношения к детям

Убери руки от ножа, порежешься. Экстремальный спорт? Через мой труп! Не читай с планшета, это ты не наденешь, я лучше знаю. Зачем мы так говорим и запираем на засов нашего внутреннего Януша Корчака?

Первую половину дня Даша, как и все ребята, ходит на уроки, осваивает гимназическую программу по профильному курсу математики (хотя грезит о филологической специальности), после обеда выполняет в классе домашнее задание, а после ужина (состоящего из тарелки макарон с сыром) идёт заниматься в балетный кружок.

Дашин папа, банковский служащий, ратует за то, чтобы царицей дочкиной головы стала математика, а мама, которая в прошлом не смогла стать примой Большого из-за травмированной лодыжки, мечтает, что упитанная Даша с лёгкостью спляшет «батман тандю».

 

Взрослым сложно поделиться с ребёнком правом распоряжаться собственной жизнью.

Если это родители, то «слишком опасно», «ой, да что вы, он же совсем маленький, что он понимает в выборе профессии», «он штаны-то собственные зашить не в состоянии, о каком серьезном выборе вы говорите».

Если учителя, то «дашь им организовать собственный парламент, а вдруг чего напридумывают лишнего», «пусть займутся изданием школьной газеты, но отвечать за это будет Марь Иванна, филолог с 30-тилетним стажем, а то вдруг чего понапишут не того», «ЕГЭ никто не отменял, надо не в государства и суды играть, а к экзамену готовиться».

В 1942 году этот выдающийся человек добровольно шагнул в газовую камеру Треблинки с двумя детьми на руках и небольшой кучкой вокруг себя, отказавшись от спасения, и вошёл в мировую историю под именем Януша Корчака.

  ПЛОДЫ ВОСПИТАНИЯ

из к/ф Анджея Вайда «Корчак» (1990 г.)

Он постоянно напоминает нам, что ребёнок отличается от взрослого только нехваткой жизненного опыта. Он имеет право на уважение, собственное мнение, на то, чтобы его выслушали и поняли. Говоря о бережном отношении к ребенку, Корчак подчеркивает невозможность стричь всех детей под одну гребенку, призывает учитывать уникальные свойства каждого.

В своей повести «Король Матиуш Первый» Януш Корчак наделяет ребенка властью: в раннем возрасте Матиуш лишается отца, который был королем, и власть переходит к маленькому Мачею, ласково прозванному Матиушем. Юный король вынужден бороться с коррупцией, участвовать в битвах, а ведь он даже не умеет читать. Эта история — наглядный пример детской «самости», когда ребенок вынужден принимать взрослые решения и отвечать не только за свою жизнь, но и за вверенное ему государство.

Давайте обратимся к тем основным принципам, которые легли в основу педагогической теории Януша Корчака.

  • Педагогика – наука о человеке
  • Принцип любви к ребенку: «Воспитатель должен любить ребенка».
  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребенку: «Позволь детям ошибаться и радостно стремиться к исправлению».

  • Своеобразие представлений о правах ребёнка: «Если ребёнок поверит тебе свою тайну, радуйся, потому что его доверие — высочайшая награда, лучшее свидетельство. Но не принуждай его к откровенности, у него есть право на тайну».

    Недорогие детские лагеря Подмосковья

  • Учет прав возможностей родителей и воспитателей: «Я думаю, многие дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что её безустанно внушают, перекармливают хорошими словами. Пусть ребенок сам открывает необходимость, красоту и сладость альтруизма… Ребёнок, изголодавшийся по советам и указаниям, поглотит их, переварит и усвоит, а перекормленный моралью — испытает тошноту».

  • Признание того, что дети разные: «У каждого есть предмет, в котором он уверен, и у каждого, которого он боится… Не всегда виноват отец в том, что он мало зарабатывает, не всегда виноват ученик, что у него нет хороших отметок».

  • Общаться с ребёнком следует на уровне его понимания (в соответствии с возрастом): «Если не все, то по крайней мере значительное большинство ребят любит двигаться и шуметь. От свободы двигаться и кричать зависит их физическое и моральное здоровье… Лучше вовремя отодвинуть чернила, чем сердиться, что пролили».

  • Нужно готовить ребенка к реальности жизни, а не к идеальной или воображаемой: «Часто ребята прячутся от взрослых, стыдятся, не доверяют, боятся, что станут высмеивать. Ребята любят слушать разговоры взрослых — и очень хотят знать. Хотят знать правила жизни».

  • Право ребёнка на уважение: «Ребёнок имеет право требовать уважения к своему горю, хотя бы он потерял камешек, желанию, хотя бы хотел пройтись без пальто по морозцу, и нелепому на вид вопросу…»

В подвалах, защищённых от сырости, размещалась кухня с кладовой, прачечная, котельная, душевые и раздевалки. На втором этаже находились жилые комнаты. На третьем — две спальни, одна для мальчиков, другая для девочек, разделенные комнатой воспитательницы, а также умывальными комнатами и туалетами. Комната самого Корчака располагалась на чердаке здания.

  • Изучить ребёнка и законы, которые управляют его развитием, прежде всего, психическим и физическим, уделяя особое внимание физическому воспитанию;
  • Изучить и выяснить причины отравляющей атмосферы в интернатах, чтобы найти пути их изменения.

Со временем воспитанники Дома сирот устроили собственную жизнь, согласующуюся с теми задачами, которые были определены педагогами. Ребята узнали, что такое товарищеский суд, поняли, каким образом он может заботиться о порядках, людях и здоровье.

Януш Корчак с детским оркестром, 1933 г.

Опыт педагогической системы Корчака позволил современной школе вдумчиво относиться к проблемным, «неудобным» детям.

К сожалению, современная система образования не всегда позволяет учителю раскрыть в себе Корчака. Педагог сегодня загнан в рамки стандартов, направленных на учебный результат: ребенок должен уметь считать, читать и воспроизводить сказанное учителем.

О душе задумываются редко, а взращивать её — великое искусство.

В статье использованы кадры из к/ф Анджея Вайда «Корчак» (1990 г.)

Анастасия Серазетдинова

Остались вопросы — задайте их здесь

Добавить комментарий