В 30 лет нам все равно, была ли у нас «тройка» по химии

Круглогодичный детский лагерь Подмосковье

Знакомая картина: контрольная работа, объявление результатов, тридцать человек напряженно следят за учителем и ждут свою оценку. Такие ситуации разрушают внутреннюю мотивацию ребенка и не помогают учиться

Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку

Знакомая картина: контрольная работа, объявление результатов, тридцать человек напряженно следят за учителем и ждут свою оценку. Такие ситуации разрушают внутреннюю мотивацию ребенка и не помогают учиться, считает Ольга Юрковская. Публикуем отрывок из ее книги «Образование для жизни»
 

Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад. Оцениваю, какой проект за это время разработала, как круто что-то придумала и реализовала. Почему мой ребенок должен сравнивать себя с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам?

Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку.

Фактически они пытаются убедить ребенка, что вся его ценность определяется оценкой. Причем оценку эту выставляет «чужая тетя», которая плохо его знает, и ее мнение вряд ли можно считать эталоном.

Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения и без права выбирать интересы.

По моему убеждению, в школьном обучении вообще никак нельзя реально оценить успехи или неуспехи ребенка. Оно по большей части не имеет ни практического применения, ни объективно измеряемых результатов.

Наглядный пример из школьной жизни моего ребенка

Если моя дочь в начальной̆ школе успевала прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, это еще не повод ставить ей десять баллов (по российской системе — «отлично»). Просто читала она уже шесть лет, потому что прошла курсы скорочтения и одолела за это время несколько сотен книг. А соседка и десяти книг не прочитала. Буквы она учила в школе, читает всего два года — и то по старой методике.

  Учите детей простоте

Традиционное оценивание в этой ситуации повредит обеим девочкам (и их самооценке). Это не их собственные результаты, а результаты разного подхода их мам к обучению.

Оценки — государственный инструмент контроля

Чем оценивание вредно в первую очередь? Целых десять– одиннадцать лет ребенку планомерно внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних, «специально уполномоченных» людей, выраженное в виде оценки.

Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важней, чем они сами.

И в этом есть доля истины. Слишком внимательным отношением к чужой оценке мы отчасти предаем ребенка и формируем из него неудачника.

Каков итог? Когда он станет взрослым человеком, у него не будет своего мнения. Ему чужая оценка будет важнее своей. Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы и именно родителями, придающими чрезмерную значимость школьным оценкам.

Недорогие детские лагеря Подмосковья

Как школьные оценки влияют на характер?

Есть еще одна очень серьезная проблема. Для того чтобы получать социальное внимание в школе, ребенок должен быть либо отличником, гением, победителем олимпиад, либо хулиганом и двоечником.

Хорошист или троечник социально проигрывает: его не замечают. И это беда для детей. Из них впоследствии формируется серая масса — именно благодаря системе школьного оценивания.

Все сказанное не значит, что успехи или неуспехи ребенка никак нельзя оценить. Но оценивать их должна сама жизнь. Например, когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте — это правильная оценка, по результату его личных достижений. Он начинает осознавать, как оценка зависит от количества приложенных усилий, потраченного времени и прочих вложений.

  КАК поладить с подростками? Любите их сильно-сильно

Мои методы оценивания детей

Когда бабушка начинает выговаривать одной из моих девочек за плохие оценки, и та расстраивается, я ей говорю: «Хорошо, ты сейчас получишь “отлично”. А как во взрослой жизни эти отличные оценки помогут тебе заработать лишнюю тысячу долларов? Объясни мне взаимосвязь между этим предметом и твоим будущим заработком?»

И тогда у меня дети начинают думать: «Мама, а как во взрослой жизни? Что надо уметь и сделать, чтобы удался проект? Как взрослые зарабатывают? Что нужно, чтобы стать профессионалом, чтобы приглашали на хорошую работу?» А это уже другая позиция, другое мировоззрение.

Результат налицо, а процесс доставляет удовольствие. И в конце ребенок сам себе поставит оценку, сам себя мотивирует и сам себя убедит стараться больше, быть терпеливей или выбирать задачи сложней.

Другой пример — кружок компьютерной мультипликации. Это все бесплатно у нас и намного полезнее, чем школьные уроки. Занятие творческое, требует усидчивости, внимательности и нетривиальных решений. Когда ребенок начнет показывать друзьям готовые ролики, для него это станет лучшей оценкой и сильнейшей мотивацией. Зачем еще какие-то оценки со стороны?

Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам?

Не надо его ругать, не надо его унижать по поводу низких оценок. Ему надо спокойно разъяснить:

Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают.

Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.

Ольга Юрковская

Остались вопросы — задайте их здесь

  Войны братьев и сестер

Добавить комментарий