Почему мой 15 -ти летний ребенок только «некает», «агакает» и «дайкает»

Круглогодичный детский лагерь Подмосковье

Гаджеты сегодня обязательный атрибут успешности. Не умоляя важности и удобства гаджетов, хочу коснуться исключительно вопроса их неумелого использования во вред ребенку. В данной статье поговорим о том, как увлечение гаджетом может нарушить речь ребенка.

Еще в 30-е годы знаменитый физиолог Павлов Иван Петрович установил наличие у живых существ сигнальных систем, которые служат средством контакта с миром. Первая сигнальная система присуща всем живым существам и по словам Павлова И.П. : «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, исключая слово, слышимое и видимое…».

Как увлечение гаджетом может нарушить речь ребенка

Человеку же достаточно сказать: «тебя С. ударит палкой» и человек начнет действовать, поскольку в сознании сформирован и образ палки, и удара, и боли, и  С.

Однако следует помнить, что ничто в человеке не действует автономно. Человек – система и все в нем взаимосвязано.

 

Т.е. слово БЕСПОЛЕЗНО без отклика на него всех органов чувств, образа в памяти.

Так, дети, жившие среди животных (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь.

Конечно это радикальные примеры.  Но давайте посмотрим с другой стороны.

Что развивает речь ребенка?

Гаджет-гаджетом, но устройство нервной системы не поддается изменениям так быстро и так радикально, как это преподносится в фантастических фильмах.

Обратимся к исследованиям физиологов, которые,  базируясь на знании строения мозга и центров управления речью, изучая закономерности усвоения детьми языка и речи, вывели принципы овладения речью:

Только так ребенок запоминает традиционное использование слов, и начинает применять аналоги в меняющихся ситуациях. По мнению знатока возрастного развития —  Д.Б. Эльконина,  эта способность не разовьется без стихийно возникающих звуковых проявлений языка. Услышал – проговорил.

  Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

Для красивой речи необходима осознанность, формирующаяся при постоянном слушании  и повторении грамотной и богатой речи. (А теперь вспомните наспех набросанные междометиями посты в соцсетях и написанные за 50грн/1000 знаков однотипные и плоские статьи большинства интернетизданий.)

И никакой гаджет не заменит маму, рассказывающую потрясающую сказку; папу, дразнящего сложной скороговоркой; полуглухого дедушку, которому надо десять раз в разных вариантах повторить одно и то же; друга, который выдумал свой язык,  и теперь надо как-то у него игрушку выпросить…

Недорогие детские лагеря Подмосковья

А теперь скажите, Вы уверены, что гаджеты помогают в этом ребенку, а не отнимают драгоценное время и способности?

Но речь и слова — понятия не тождественные. Понятие речи намного шире. Ведь слово  — это форма существования мысли, сознания. Мысль  — это порождение потребностей и мотивации человека.

Вспомните любой внутренний диалог в сложной ситуации. Вы анализируете, зачастую спорите мысленно с оппонентом, останавливаете себя от каких-то поступков, либо же наоборот подначиваете себя на совершение чего-либо. Таким образом Вы разрешаете ситуацию. Возможно ли это без  слов? Возможно ли обойтись без мышления?

Но внутренняя речь не дается с рождением. Она возникает только в процессе правильного развития ребенка.

Вы наверняка замечали, как ребенок играя с предметами, игрушками вдруг начинает что-то шептать, проговаривать. Обращаться к кому-то неведомому. Потом вдруг резко возвращается к действиям.

Нет эгоцентрической речи – нет перехода во внутреннюю речь – нет абстрактного мышления и самоконтроля.

Или как минимум – должного их уровня. Последствия?

Кроме слабой эрудиции и непривлекательной самопрезентации для окружающих, недоразвитость речи проблемам самоконтроля. Он не развит, либо развит очень плохо.

Знаменитый психофизиолог Лев Выготский: «внутренняя речь — …это самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка».

  Почему заставлять детей учиться — плохой сценарий

Очень часто родитель разводит руками и говорит «ну как оторвать чадо от экрана?»

Все плохо и все упущено? Так не бывает, всегда можно начать процесс исправления ситуации. Главное точно знать, чего Вы хотите для своего ребенка.опубликовано econet.ru.

Оксана Фортунатова

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

Добавить комментарий