Мудрое родительство: развитие и воспитание ребенка раннего возраста

Круглогодичный детский лагерь Подмосковье

Экологичное родительство: Обращаясь к психологии ребенка раннего возраста, можно ощущать особую нежность и трепетность, поскольку малыши отличаются умиляющей красотой и чрезвычайно большей активностью и любопытством. Много смешных историй о проказах детей связаны именно с этим периодом жизни человека. Малыши забавны, в хорошем смысле не обременены социализацией и очень непосредственны, искренни в своих проявлениях.

Развитие и воспитание ребенка раннего возраста

В период раннего детства (от года до трех лет) ребенок, обретая самостоятельность, более смело начинает отделяться от матери и устремляется к познанию окружающего мира. Проявляются и половые различия малышей в освоении пространства окружающей среды. Мальчики, как правило, отходят на большее расстояние, что связано с исторически сложившейся ролью мужчины как добытчика,  который в поисках пищи, других ресурсов осваивал окружающую среду.

Очень трогательно наблюдать, как малыши в парке смело уходят от родителей и производят впечатление очень уверенных в себе людей. В какой-то момент ребенка на прогулке может напугать незнакомый человек или он может упасть, удариться – тогда малыш сразу же возвращается назад к маме за поддержкой. Чувствительная мама принимает его обратно, успокаивает, утешает. Причем важно, как она сама относится к  тому, что ее ребенок начинает проявлять стремление самостоятельно исследовать мир.

Маме очень важно отпускать ребенка на то расстояние, на которое он уже готов отойти. Если она поддерживает стремление к самостоятельности, то ребенок смелее начинает отдаляться и таким образом благополучно развивается.

Конечно, гораздо спокойнее растить ребенка, который находится рядом с мамой и далеко не отходит от нее. Иногда это тоже не есть хорошо, поскольку высокая тревога не позволяет ребенку отделиться от мамы и благополучно развиваться.

  4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

Из практики работы видно, что это часто связано с высокой тревожностью самой матери, которая очень волнуется за своего ребенка и воспринимает мир как враждебный, опасный, непредсказуемый. В психологии есть красивое слово для важного качества, которое формируется в раннем возрасте, – автономия, т.е. независимость. И она возможна только тогда, когда родитель спокойно отпускает и в случае необходимости принимает ребенка обратно. Эта способность отделяться от родителя и возвращаться за ресурсами, когда что-то случается в жизни, лежит в основе психологического здоровья человека.

Важнейшим событием в развитии ребенка раннего возраста является появление самосознания. В течение долгого времени жизни ребенок не отделяет себя от окружающего мира, он говорит о себе в третьем лице. Ближе к трем годам он начинает понимать, что «Я» может относиться к нему самому.

Недорогие детские лагеря Подмосковья

Проявляется это в стремлении ребенка быть самостоятельным, он так и заявляет родителям: «Я – сам». Если родитель не замечает этих изменений, например, пытается настойчиво помогать ему в каких-то обыденных ситуациях (одевание, прием пищи, действия с предметами), то ребенок может очень активно возмущаться таким вмешательством.

Послание ребенка этого возраста к родителям: «Я изменился, повзрослел. Я уже отделяю тебя от себя и нуждаюсь в уважении к моей возросшей самостоятельности, к моим границам. Если ты будешь терпелив ко мне,  то я научусь быть самостоятельным и уверенным в себе. Я буду знать чувство меры, когда важно подчиняться, а когда протестовать против какого-либо воздействия со стороны. Так развивается моя личность».

С развитием самосознания у ребенка появляется и потребность в достижении успеха. Детям этого возраста присуще ощущение всемогущества, в психологии мы говорим о дальнейшем формировании нарциссического опыта. Благодаря этому ощущению в совокупности со сформированной привязанностью ребенок имеет силы проявлять себя, осваивать мир. Малыш иногда так и говорит: «Посмотри на меня».

  Людмила Петрановская: Папа — МОЖЕТ!

На одном психологическим интенсиве, я стала невольной участницей такой ситуации: ребенок 2,5 лет, мальчик, с которым я имела удовольствие познакомиться в столовой и иногда общаться, в один из обеденных перерывов подозвал меня к себе. «Иди сюда. Я тебе сейчас что-то покажу» – загадочно улыбается малыш и поднимается на ступеньку, ведущую в столовую.

Я с интересом наблюдаю за ним, присаживаюсь рядом на ступеньку. На ступеньке сидит кот, который находится в ожидании обеденных гостинцев от туристов и персонала гостиницы. Мальчик смотрит на кота, видно, что он на что-то решается – и через несколько секунд уверенно перепрыгивает через животное. Мальчик  весь сияет, восторженно обращается ко мне: «Ты видишь как я могу. Ты видишь?!».

Я непроизвольно любуюсь малышом: «Вижу! Это здорово!». Надо сказать, что кот тоже почувствовал важность происходящего и с доверием отнесся к эксперименту. Пока мальчик перепрыгивал через него, кот с небольшой тревогой проследил  взглядом траекторию прыжка и остался на месте. В этом примере не хочется делать акцент на бережном отношении к природе, что тоже является важной задачей нравственного воспитания малышей. Это скорее пример того, как ребенок этого возраста начинает гордиться собой, своими достижениями и насколько важна поддержка взрослых в совместном проживании успехов и неудач малыша.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Добавить комментарий